Интересная илюстрация-эссе о мифологическом сознании древних

Как мальчику показать возможность быть хозяином самого себя. О том, что есть подлинная сила на примере мифов Древней Греции

Хорошо ли быть похожим на Геракла? Сила — это мускулы? Почему так важно с детства показывать ребенку путь по-настоящему сильного человека, несущего ответственность за свои поступки, не перекладывающего свои неудачи на людей и обстоятельства, умеющего уважать себя за главное — быть хозяином самого себя.

Все мы знаем что такое хорошо и что такое плохо, знают прекрасно и наши дети. И все же запреты — “драться нехорошо”, “злиться плохо”, “на обиженных воду возят” и т.п. — не дают ребенку способ освободиться от агрессии, обиды, гнева... Да, мы можем властно запретить, остановить драку и неповиновение волей взрослого и без объяснений, но тогда мы даем ребенку образ мира, где прав тот, кто старше и сильнее. И тогда мальчики, вырастая, могут превратиться в тиранов, выбирающих себе более слабых подчиненных на работе или жен, над которыми можно глумиться и также поступают по отношению к своим маленьким детям. Как же показать ребенку путь к своей свободе, именно свободе? Потому как только по-настоящему свободный человек способен владеть собой и своим гневом, уметь быть свободным от гнева, когда он накатывает, свободным от обид. Как показать ребенку что есть настоящая сила? Она не в кулаках, не в возрасте и массе тела, и даже не в прекрасном владении приемами борьбы — хотя это и хорошо для мальчика.

Можно рассказать или прочесть вместе с ребенком греческие мифы. Образ Геракла, его подвиги очень образно показывают путь освобождения. Немейский лев, которого нужно победить Гераклу, обладает непробиваемой шкурой, от которой отскакивают стрелы, копья и мечи. Лев, опустошающий окрестности — символ инстинктов, неуправляемой агрессии. Непробиваемая шкура, прочная как сталь — сила и мощь агрессивного начала. Спросите у ребенка:

— Агрессия созидает или разрушает? Можно ли победить агрессию стрелой, мечом, дубиной — символами уничтожения жизни, т.е. аналогичным началом?

Сталкиваясь лицом к лицу с собственным гневным разрушительным началом, человек победить его при помощи разрушения не может. Хаос рождает только хаос, разрушение — разрушение, агрессия — агрессию.

— Если человек находится во власти агрессии, способен ли он быть хорошим стратегом в борьбе с нападающим? Кто победит — тот, кто зол, или тот, чей ум ясен и спокоен?

И еще можно задать вопрос:

— Чтобы победить эти негативные проявления в самом себе, что можно противопоставить?

Противопоставить хаосу — порядок, разрушению — созидание, агрессии — гармонию. Геракл задушил немейского льва.

Почему Геракл победил льва, задушив? Что значит задушить агрессию?

Задушить — значит прервать дыхание жизни агрессивных проявлений, не дать им дышать, т.е. не давать пищу для жизни гневного начала, пищу инстинктам. Не кормить гнев гневными мыслями, обидами и жаждой мести...

— Возможно ли не кормить свой гнев, когда это состояние захлестнуло?

— Кто хозяин гнева? Кто хозяин обиды?

Обычно все отвечают: “Я”. Первый шаг к прекращению кормления гнева и обид — осознать, что это просто качества, проявления, которыми “Я” может управлять. Осознать, кто хозяин мыслей и эмоций.Победить в себе немейского льва — значит подчинить себе инстинктивное начало, перестав кормить негативные проявления, а шкуру сделать своей защитой — т.е. силу инстинктивного начала сделать организованной. В дальнейшем эта шкура спасает Геракла, она становится его панцирем неуязвимости. Этот панцирь неподвластности хаотичным началам рожден его победой над агрессией.

— Нужны ли нам силы гнева, злости, обид?

Да! Они порождают конфликт, а конфликт — это пружина трансформации, необходимой для развития. Осознавая эти силы, ребенок учится превращать их в свою плодотворную дорогу познания. И тогда они становятся для него одеждой неуязвимости и свободы.Еще вопросы детям:

— Так что же такое настоящая сила? Это сильные мускулы как у Геракла?

Поразмышлять с ребенком о том, что сильный человек — это человек владеющий собой. Это человек, мысли и эмоции которого не выходят из-под его контроля. А если человек “вышел из себя” — значит потерял контроль над своей вселенной и хозяином положения может стать кто угодно. Если человек постоянно выходит из себя, он уподобляется немейскому льву — тирану, живущему за счет более слабых. Когда есть понимание, что ребенок сам хозяин себя, король своих проявлений, то у него появляется желание осознавать эти проявления и не терять над ними контроль. Тогда и в трудную минуту приходит осознание как правильно поступить с агрессией, направленной в свою сторону, приходят мудрые решения и правильные слова, способные остановить разрушительное проявление другого человека и направить его в созидательное русло. Вот пример из школьной жизни. Новенький быстро загорался от любого сказанного ему слова, которое ему не нравилось. Глаза сразу наливались кровью, кулаки сжимались и он бросался на “обидчиков”. Мы изучали сказки и мифы и рассуждали о том, что есть подлинная смелость. Когда его кулаки готовы были обрушиться, вопрос: “Кто сейчас хозяин? Ты или гнев?” — останавливал его, побуждая задуматься. Со временем, он научился осознавать себя. И когда однажды в класс пришел новенький, загорающийся от любого непонравившегося слова и взгляда, именно он стал находить выход из конфликтных ситуаций, которые создавал новый мальчик. 

Быть подобным Гераклу, быть сильным — значит быть осознанным, быть хозяином себя. Человек же, владеющий собой,  не унизит слабого — кем бы он ни был — ребенком, женщиной или стариком. Стремящийся владеть собой не станет поднимать руку на “врага”, потому как найдет лучший способ выхода из ситуации, рожденный сознанием, свободным от плена гнева и обид. Сможет увидеть перспективу конфликтной ситуации и способ развития в ней. Владеющий собой не переложит ответственность за свою жизнь на обстоятельства и других людей.(Продолжение следует: "Лернейская гидра и огонь разума.”)

 

Anna Benu



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/6140

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.