Родительские послания. Вечное дитя

Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим о шестом — «не взрослей».

 

Признаки этого послания:

  • Вечный ребенок, который так и не повзрослел.
  • Инфантильный, с недостаточно развитым внутренним взрослым.
  • Зависимый от родителей, так и не прошедший сепарацию до конца.
  • Неспособный к самостоятельной взрослой жизни.
  • Может быть, застрявший на стадии подросткового бунта.
  • Избегающий ответственности, принятия решений.
  • Ищущий «родителя», на которого можно переложить ответственность — в спутнике жизни, в друзьях.
  • Перекладывающий на других (родителей, спутника жизни) решение своих жизненных сложностей.
  • Это может быть взрослый человек, до сих пор живущий за счет родителей, хотя он физчески здоров и имеет возможность работать и зарабатывать.
  • В отношениях с партнером, мужем/женой — это может быть модель «мать-сын» или «отец-дочь».

ВАЖНО: Любое послание может быть проявлено в разной степени, и у человека могут быть как все признаки, так и только некоторые из них.

Как передается и принимается послание «Не взрослей».

  • Родители хвалят и поощряют детей за проявления детского и ругают за проявление взрослости.
  • Если детей в семье несколько, то это послание может передаваться младшему ребенку, потому что родители хотят, чтобы он подольше оставался маленьким.
  • Может быть, родители любят именно маленьких детей, младенцев и не знают, что делать со взрослыми.
  • Может передаваться от родителей, которые боятся проявлений сексуальности ребенка и поэтому транслируют ему «оставайся ребенком». «Ты выглядишь слишком взросло!» — говорят с осуждением.
  • Может быть, родители видят весь смысл своей жизни в детях, и боятся того времени, когда дети повзрослеют.
  • «Детство — самое счастливое время».
  • «Родители тебя никогда не бросят и будут заботиться».
  • «Быть взрослым — сложно, это проблемы. Быть ребенком — намного лучше».
  • «Мама лучше знает, мы сами всё решим».
  • Решают всё за ребенка, не дают ребенку ответственности по возрасту, не дают ему столкнуться с результатами своих действий.
  • Препятствуют сепарации, продолжая опекать уже взрослого «ребенка» и решать за него жизненные задачи.
  • Родители говорят: «Ты всегда останешься для меня маленьким ребенком, сколько бы тебе ни было лет».

 

Ребенок из всего этого делает вывод, что быть ребенком — это хорошо, а быть взрослым — плохо. И еще делает вывод, что всегда рядом есть взрослый, который решит за него все его проблемы, стоит только попросить.

В результате вырастает взрослый человек, который ведет себя как ребенок. Это может касаться только некоторых сфер жизни. В других сферах он может быть вполне взрослым.

 

Послание «не взрослей», как ни странно, может сочетаться с посланием «не будь ребенком». Либо они могут проявляться последовательно в разные периоды времени. Либо послания могут быть контексто-зависимыми. Т.е. в одной сфере жизни проявляется «не взрослей», а в другой «не будь ребенком».
Который не может быть ответственным.

 

ВАЖНО:
В том, чтобы вести себя как ребенок, нет ничего плохого. В предыдущем эссе мы говорили о том, что внутренний ребенок важен, чтобы ощущать радость жизни, это источник творческой энергии и вдохновения.

Сложности начинаются, когда у человека развита только детская часть личности, а взрослая часть недостаточно развита. Тогда можно говорить о том, что у человека проявлено это послание «не взрослей» и оно мешает ему жить. Потому что такой человек очень плохо приспособлен к жизни, в которой надо решать взрослые задачи.

Пример:
Тут мне вспоминается пример одной моей дальней знакомой. Она выросла у гиперопекающих родителей, которые за неё решали все её проблемы.

Потеряла мобильный телефон — тут же купили новый. Испортила кофточку — тут же купили новую. Не знает как решать домашнее задание — родители решили за неё. Проспала школу — родители договорились с учителями. Не сдала экзамен — родители опять договорились. Домашнюю работу они всю брали на себя, она не делала ничего.

После окончания школы родители её «поступили» в ВУЗ, но ВУЗ она не закончила. Потому что надо было рано вставать и ездить на учебу, причем систематически. Где-то работать долго она тоже не могла, ведь на работу надо ходить каждый день, и вообще там требуют. Она предпочитала вечеринки с друзьями и развлечения. Когда она вышла замуж и родила ребенка, то ребенок воспитывался у дедушки и бабушки. А она с мужем продолжала поездки и тусовки.

 

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания?

  • Не быть гиперопекающими.
  • Постепенно передавать ребенку ответственность, по возрасту.
  • Понимать и принимать то, что ребенок растет, и вырастет — и у него будет самостоятельная взрослая жизнь.
  • Не препятствовать сепарации — как первичной сепарации ребенка в возрасте 3 года, так и сепарации в подростковом возрасте.

 

Про сепарацию:
Бывает так, что родитель не хочет отпускать в самостоятельную жизнь своего уже взрослого ребенка. И всячески препятствует сепарации.  В этом случае человек постоянно оказывается в состоянии ребенка, общаясь с родителями. Причем, не свободного и творческого ребенка, а подавленного и зависимого ребенка, который опять в чем-то виноват перед родителями.

Пример:
Я работала с клиенткой, которая сама была уже мамой двоих детей. Но общаясь со своей матерью, постоянно чувствовала себя виноватым ребенком, и после такого общения приходила в себя несколько дней.  И целью нашей работы с ней было вырастить и укрепить в ней взрослое состояние, именно в контексте общения с матерью — чтобы она могла перевести общение с матерью из "Ребенок-Родитель" во взаимодействие "Взрослый-Взрослый".

Когда мы это сделали, она смогла наконец общаться с матерью спокойно.

 

Что можно делать самостоятельно, если у вас есть послание «не взрослей»?

Понять, зачем и для чего вам нужно повзрослеть — увидеть плюсы и возможности, которые открываются во взрослом возрасте.
Постепенно развивать и укреплять в себе взрослую часть личности.

Можно тренироваться сначала на простых задачах — взять на себя ответственность за что-либо.

 

В терапии:
Цель терапии — постепенно вырастить и укрепить взрослую часть личности и родительскую часть. Чтобы человек стал взрослым и мог быть «сам себе родителем», чтобы не искать людей на роль родителя в своем окружении.

Внутренний ребенок при этом конечно же тоже остается, и более того, внутреннему ребенку комфортнее, когда у человека сильная взрослая часть и он может быть заботливым родителем самому себе.

Цель терапии — баланс и гармоничное взаимодействие внутренних взрослого, ребенка и родителя.

 

Вероника Крайнова, психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт

 

Приложение

Протокол для проработки «Родительские послания». В дальнейшем в него будут вноситься ещё дополнения.



Ссылка на статью: https://медитация.рф/6213

Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии.

 
© 2005-2020, «Лаборатория Просветления» Back To Top

Телеграм Телеграм ВКонтакте Yandex.Zen Твиттер Живой Журнал/Livejournal Facebook Tumblr Instagram