Продолжаю серию про родительские послания. И сегодня поговорим о послании «Не думай». Его так же нет в списке основных 12, у Гулдинов в книге «Транзактный анализ. Терапия нового решения» это послание идет отдельно. Суть этого послания в том, что думать... не то, чтоб совсем запрещено. Но лучше не надо.
Признаки послания «не думай»:
- Человек с таким посланием может считать себя глупым.
- ему бывает трудно сосредоточиться.
- он избегает обдумывания чего-либо.
- может откладывать обдумывание на потом, а потом сделать как попало.
- думать для человека — это напряжение, дискомфорт.
- он часто надеется на авось, что как-нибудь проскочит, лишь бы не вдумываться.
Послание может проявляться в определенном жизненном контексте (сфере жизни). В этом случае человек не хочет думать о сложной для себя теме, для него это трудно. Например, в отношениях, в вопросах здоровья. Человек предпочитает об этом не думать, не замечать очевидного, не просчитывать последствия, даже если это лежит на поверхности. И наивно надеяться, что оно как-нибудь само... Или не думать о ситуации в бизнесе, на работе, с деньгами. Думать сложно, поэтому не буду. Подожду, пока волшебным образом само разрешится.
Послание часто бывает по гендерному признаку, причем у обоих полов:
- Девочке нельзя быть умной, нельзя быть умнее мальчиков.
- Или наоборот — мальчику не надо быть умным и думать, надо быть сильным.
Как передается и принимается послание «Не думай».
Родители говорят словами или невербально транслируют, что думать не нужно. Например, говорят:
- «Не думай об этом» — имея в виду определенную тему
- «Не думай так»
- «Рано тебе еще думать (об этом)», «мал ещё»
- Или не принимают способ мышления ребенка, транслируя ему «Не думай так, как ты думаешь, думай, как я думаю».
- Не отвечают на вопросы, которые задает ребенок из любознательности.
- Показывают личным примером, что не надо думать о том как что-то разрешить. «А ладно. Не думай об этом».
И ребенок выбирает не думать, чтобы получить родительское одобрение и не получить родительское отвержение.
В основе любого послания как правило лежит страх быть отвергнутым родителям, быть неугодным родителям. Если я не думаю — меня принимают, я хороший. Если я думаю — я неугодный я плохой.
Ребенок в меру своего детского понимания решает, что лучше не думать. Потому что думать опасно, думать бесполезно, если думаешь — становится только хуже , или потому что все равно я думаю неправильно.
Во взрослом возрасте человек продолжает реагировать по-детски, из внутреннего ребенка, которому дискофмортно думать и он наивно надеется, что сложность решится сама, ситуация уладится сама, как-нибудь. Внутренний взрослый в этот момент отсутствует.
Чтобы понять, есть ли у вас это послание, посмотрите:
- В какой сфере вам тяжелее всего думать, видеть причины и следствия, понимать. Это может быть работа, учеба, дом, собственное здоровье, отношения между людьми, что-то другое.
- На какую тему вы избегаете думать, не хотите об этом думать.
- Где вы обычно полагаетесь на авось, что будет как-нибудь. И получаете плохие результаты.
- О чем вы не хотите думать, чего избегаете, о чем думать непереносимо для вас.
Если у человека есть это послание — это вовсе не значит, что он глупый.
Это послание может быть у очень умных людей, с высоким коэффициентом интеллекта. Просто думать для них тяжело эмоционально, чаще всего это какая-то определенная тематика, сфера жизни. В других сферах жизни они могут прекрасно думать и с помощью этого получать хорошие результаты.
Пример (с разрешения клиента):
У клиента отец часто повторял «не думай об этом», когда дело касалось каких-либо проблем, требующих решения.
Во взрослой жизни у клиента проявилась та же стратегия уходить от проблем, не думать, надеяться что оно как-нибудь само разрешится. Он уходил в избегание, отвлекал себя просмотром фильмов, алкоголем. Касалось это, в основном, работы и бизнеса.
После того как на сессии он осознал, откуда взялось это послание «не думай», ситуация стала меняться.
Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания:
- не говорить «не думай».
- поощрять когда ребенок чем-то интересуется, познавательную активность.
- не обесценивать его мысли, рассуждения.
- не говорить ему, что он еще глупый и маленький.
Что можно делать самостоятельно, если у вас есть послание «не думай»:
- Обратить внимание в какой сфере проявляется послание.
- Понять, от кого могли его получить.
- Понять чего вы боитесь, почему думать об этом непереносимо.
- И начинать постепенно думать, даже если поначалу это сложно.
В терапии:
Цель терапии: понять, откуда и от кого пришел это запрет «думать», почему человек принял такое решение в детстве и принять новое решение, разрешить себе думать.
Способы — разные, в зависимости от того что подходит конкретному клиенту.
Также хорошо помогают практики осознанности — просто наблюдать и осознавать свои мысли и чувства, никак их не оценивая.
Вероника Крайнова, психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт
Приложение
Протокол для проработки «Родительские послания». В дальнейшем в него будут вноситься ещё дополнения.