Уроки медитации (медитация для начинающих). Уроки 4-6. Хара и безопасность

Продолжаем наши уроки медитации для начинающих. Мы их собрали в наборы по три урока, чтобы легче было читать и меньше перескакивать. Заметим, что наши медитации бесплатны и не требуют от вас ничего. Точнее, требуют ничего. Шутка.

Требуют пустоту и присутствие.

 

Урок 4. Наблюдение, самонаблюдение, Хара, внимание в Хару, расслабление

Итак. Подведём небольшой итог. Мы сели в удобную позу и обеспечили себе час безмолвного наблюдения. Мы сидим и возвращаем себя в здесь и сейчас, помогая себе в этом некоторыми техниками. Может быть, мы даже поделали динамические медитации, сели и сидим. А может быть, мы уже так натренировались, что просто усевшись, начинаем сразу входить в нашу спокойную собранность и присутствие. Тело «оседает», мысли полностью замирают, внутри всё утихомиривается, мы понемногу понижаем ритмы и частоту дыхания. Безмолвно и расслабленно наблюдаем за собой, создавая всё большую паузу и отстраняясь от всего тобой, что считали собой (переходим за свои пределы и обнаруживаем свою бесконечность, того себя, которого никогда не знали).

Во многих системах люди не дошли до феномена центрирования, называемого Харой (Хара, Хара-центр). Или не используют его. Но кажется, что это основное состояние и здесь лежит главный ключ к бесконечности. Центрирование тонких тел ведёт к открытию Хара-центра, который до этого не находился нигде (его в прямом смысле нет в тонких телах). Это центр-источник и центр-океан. Центр равновесия. Из него мы вышли и в него уходим, он является бесконечным источником нас и нашей связью с бесконечным океаном снаружи. Можно сказать, что это окно для нашей связи с бесконечным Существованием. Физическая его проекция — примерный центр тяжести тела, где-то в районе от лобка до пупка, в каждом случае индивидуально.

Открытие Хары сопровождается некоторыми эффектами на физическом и тонком уровнях (типа, прохлады, потока по ногам, ощущения укоренённости, центрированности, своего места, уверенности, собранности). Можно и не придавать им значения, если чувствительности пока не хватает. Суть в том, чтобы перенести эту открытость в обычную жизнь. Открытость чакр и чистота тонких тел — ничто по сравнению с открытой Харой. С чакрами мы можем увлечься чем-нибудь или использовать их для усиления своих омрачений (это по-буддийски, по-христиански — «бесов», отрицательных состояний, качеств и чувств). Открытая Хара даст нам в фундамент целую планету, даст расслабленность и отстранённость, ясность и силу. В состоянии Хары нас невозможно сдвинуть чуждыми идеями и приманками, в состоянии Хары действие всех омрачений видно и фактически, это единственно верное медитативное состояние, техника безопасности для всяких занятий неведомым. Его стоит переносить в жизнь. А отнюдь не оболваненность, заторможенность, экзальтацию, пофигизм или медлительность.

В предыдущем уроке, мы работали с дыханием — состоянием между выдохом и вдохом. В этот момент мы максимально расслабленны. Тело выдохнуло и есть маленькая пауза, когда ему не нужно и не хочется вдыхать, оно расслабленно. Наблюдение за собой в эти моменты может дать ещё один ключ — к истинной расслабленности. Это не расслабленность тела, не расслабленность ума, не расслабленность эмоций и психики, даже не расслабленность кармических и космических связей. Хотя, эти расслабленности тоже будут увеличиваться вслед за физической, если мы сознательно им следуем и применяем ключ. Настоящая расслабленность — состояние души, не стремящейся ничего захватить и удерживать, не стремящейся к напряжениям, пребывающей в просто бытии, в своей бесконечности, в самой себе. Все остальные расслабленности ведут к этой.

Ключи к расслабленности лежат, также, в самореализации, в исчерпании того, в чём тянет проявить свои таланты, в проживании жизни тотально, исследуя и пробуя всё, но максимально, так, чтобы не повторяться и не возвращаться.

Так вот, собранное замедление себя, обозначенное в предыдущих пунктах, даёт нам, в итоге, не заторможенность, а ясность и быстроту. И вот как: через расслабление и терпеливое наблюдение всего того груза, который мы несём в подсознании (в бессознательном, в неосознаваемом). Во многом, как побочная практика (не во время медитаций) здесь помогут проработки. Чем меньше мы несём груза, тем больше у нас ресурса. Тем более мы в состоянии отстраниться от того, что несём, тем более в нас пустоты. И тем более замирают мысли с ощущениями. То есть, процесс сам себя подталкивает.

А чем больше расслабленности, отстранённости и пустоты, тем больше наши тонкие тела центрируются и в какой-то момент открывается Хара. Конечно, она ещё тысячу раз закроется. Но правильно медитируя, мы никуда мимо неё не денемся. Уверенность без самоуверенности, фундаментальность без упёртости, сила без насилия, ясность без вмешательства и пронзания — вот примерно так можно описывать её качества.

Если этого с первого раза нет, не отчаиваемся. Продолжаем наблюдать за собой и возвращать себя от всяких попыток следования мыслям, анализа, фиксации. Продолжаем расслабляться и отпускать, центрируясь и отстраняясь. Самая частая ловушка — то в нас, что хочет остаться хозяином, вдруг начинает генерацию контента, идей, мыслей, великих дел, бизнес-планов и прочего. Хочется прервать медитацию и начать всё записывать. Конечно, так можно работать, только не засчитываем это время в наш час и медитируем потом. Очень многие так впустую высиживают многочасовые ретриты (затворы) Випассаны.

Итого: наша цель здесь — собранное безмолвное наблюдение, центрированность. Перенесение состояний расслабленности (не вялости!) и открытости в обычную жизнь.

 

Урок 5. Техника безопасности, заземление

Мы упомянули технику безопасности. Про неё тоже часто и повсеместно забывают. А следовать ей нужно обязательно. Во-первых, нас так ничто и никто не захватит своими идеями, не увлечёт с пути, а во-вторых, мы в прямом смысле этого слова не попадём в дурку. Не станем юродивым или вечно улыбающимся человеком-оладушком.

Чем больше мы медитируем, тем меньше у нас границ, выше наша чувствительность и тем большие горизонты перед нами открываются. Мы легко можем увлечься разными ловушками в виде образов, картин, неведомых чувств или чудесных способностей. Если мы ничем не «якоримся», то такое увлечение приводит к полной захваченности нас этими образами, которые трансформируются в голоса и навязчивые идеи. Причём, далёкие от адекватной реальности. В тонких мирах очень много ирреального, что без отсутствия критичности (которую даёт якорь) будет восприниматься абсолютной истиной. Надо ли говорить, что на практике такое состояние называется «шизофрения» (и аналогичными терминами). И очень большая часть пациентов стационаров — те, кто каким-то случайным образом увеличил свою чувствительность, но не смог обеспечить безопасность.

Пока мы не достигли некоего уровня пустоты и отстранённости, внутренней чистоты и свободы от собственных блокировок, травм, комплексов, напряжений, омрачений, негативных установок и убеждений, мы тем или иным образом будем цеплять и ощущать разные тонкие состояния. Мы имеем тонкие тела, соответствующие всем тонким мирам. И каждое наше тело, очищаясь, лучше начинает улавливать сигналы, картины и образы этих миров. Мы неизбежно куда-нибудь вляпаемся. А миры, как и наш, не населены дружественным народом — паразитов и халявщиков там в квинтиллионы и квинтиллиарды раз больше. Без якоря мы станем бесплатным обедом, нас унесут (не зря же в практике иногда говорится, что «его черти забрали», имея ввиду, что хозяин витает где-то в иных мирах, а через его тело и психику живут всякие паразиты, раздувая его личные негативные качества типа гордыни, чванства, мстительности, похоти, злобы или зависти).

Конечно, тонкие миры и тела — суть метафоры для обозначения эмоций, чувств, идей, фантазий, кармы и более тонких и практически никак современной цивилизацией не описываемых и не затрагиваемых вещей. Однако, это никак не мешает понимать ту идею, которая стоит за метафорой. В следующем веке или в следующем тысячелетии будут другие метафоры. В этом веке, но в других направлениях изучения сознания и человека, есть другая терминология. И она тоже нужна и должна иметь место быть.

Далее. Без техники безопасности вместе с нами будут получать энергию и наши омрачения (в христианском православном обществе этому есть прекрасная метафора «бесы»: бесы гордыни, чванства, алчности, подлости, мстительности, похоти, зависти, злобы, ненависти, гнева, жадности, стяжательства, властности, честолюбия, уныния, эгоизма и так далее). Если мы не следуем технике безопасности, мы кормим бесов. Своими действиями и собой. И они постепенно захватывают власть над нами. Мы всё более и более укрепляемся в каких-то перечисленных состояниях и качествах, это становится нашим образом жизни, а потом дело заходит совсем далеко.

Ещё. Без техники безопасности будет «некуда уходить» всему тому, что мы наблюдаем в процессе медитации. Образно говоря, неплохо всё то, что мы видим внутренним взором «прогонять» через потоки заземления и отпускать.

Да, безопасность — это заземление. Тоже образно состоящее из земного плотного и космического тонкого потоков, на пересечении которых находимся мы. Эти потоки омывают наши тела, якорят нас и уносят всё ненужное и избыточное. Эти же потоки дают нам состояние лёгкости и парения при определённых условиях, которые упоминаются в уроках (открытая Хара, расслабленность, созерцание).

Проблемы верхнего потока, перекрытие его — экзальтированность, «улёт», эгрегоры (коллективное бессознательное), чуждые идеи, захваченность чем-нибудь, вампиризм (как социально бытовой, так и разных паразитов тонкого мира, как бы они ни выражались на физическом уровне) и так далее. Всегда есть кто-то, кто захочет воспользоваться нашим верхним потоком, потому что он даёт вдохновение, лёгкость, полёт и интерес.

Проблемы нижнего потока — неприязнь и ненависть к своему роду, родственникам и близким. Особенно, к матери и отцу. Эта ненависть рубит наши корни. Конечно, наши родители — это те, кто по неведению и нехватке ресурса нанесли нам в детстве очень много травм. Однако, это не повод держать в себе ненависть по отношению к ним. Отношения прорабатываются. Обиды отпускаются. Боль прощается. Это может и не привести к тому, что мы снова станем с ними общаться и жить дружно в одном гнезде — у них тоже свои травмы и инерция психики. Главное — не держать зла. А отношения проявлять адекватно обстоятельствам. Злость и прочий негатив подсекают нижний поток, сползающей с нас массе проблемного некуда деваться и она застревает в нас, что ведёт к проблемам.

Как работать с обидами и прочим? Есть техники прощения, заземления, очищения и проработки. Читаем ссылки, практикуем. Перед каждой медитацией кратковременно практикуем заземление. Находя образ дерева и входя в него, осознавая свои верхний и нижний потоки. А потом переключаясь на саму медитацию. В жизни же, постоянно отслеживаем верхний поток, чтобы туда никто не «садился», прощаем всех, кого можно. Прощение — суть отпускания, отпускание ведёт к расслаблению, а расслабление — к феномену открытой Хары (о чём выше).

Итого: учимся заземляться, центрироваться, укореняться — это даст нам необходимую технику безопасности для работы с тонким и неведомым, для медитации. Это гарантирует, что мы не заболеем психически.

 

Урок 6. Созерцание, присутствие здесь и сейчас, разотождествление

Состояния собранного созерцания, полученные в медитации, помогут нам в обычной жизни. Понемногу превратив её всю в практику. В состоянии открытости, расслабленности, центрированности (заземления) и собранности мы видим, как мы выбираем отождествиться, вовлечься во что-то — в цепочки размышлений, в сожаления, в фантазии, в прошлое или будущее, в бессмысленное или осмысленное. Мы видим свой выбор. Этому можно посвятить час медитации, а можно — весь день.

Здесь мы идём ещё глубже и дальше — сначала мы отстранились от себя и стали наблюдать свои мысли, потом отстранились от мыслей и стали наблюдать эмоции, потом — состояния всё тоньше, а потом мы наблюдаем, как мы выбираем то или иное, как мы выбираем начать мыслить, начать чувствовать, начать мечтать или воспринимать идею, начать вовлекаться во что-то.

Здесь существует тоже своего рода пауза или промежуток. Когда мы наблюдаем свои выборы, мы можем начать наблюдать себя. Того, кто выбирает то или иное. Если мы делаем это в жизни, то по сравнению с медитативным часом, у нас просто больше ситуаций. Когда мы наблюдаем себя (а не мысль «я»), того Некто, кто стоит за выборами, мы абсолютно не мешаемся себе действовать. Действует ум и он прекрасно с действиями справляется. Состояние же созерцания никак ему не мешает, потому что с ним не пересекается.

Также, мы можем перенести в обычную жизнь состояние паузы, отстранённость, расслабленность и безмолвное самонаблюдение. Да и все остальные плоды нашей медитации. Действовать и жить это нисколько не мешает, во многом, даже, помогая. Изменяя качество жизни. И помогая нам всё более разотождествляться с тем или этим. Наша жизнь — это воплощение наших внутренних желаний. Сталкиваясь с людьми и ситуациями, мы видим себя, мы видим свои выборы, мы видим, как мы реагируем, потому что в нас есть те или иные качества. Наблюдая всё это и отстраняясь ещё больше, мы отпускаем всякие качества, выборы и желания. В итоге, остаётся только бесконечность, пустота и наша индивидуальность. Нечто, не передаваемое словами и ощущениями, находящееся в запредельности.

Кстати, именно таким образом медитация помогает проработкам (как и проработки ранее помогали медитации) — ясное видение своей жизни, чувствительность и ясное видение своих выборов прекрасно дают горы материала для проработок.

Итак, что получается? Смотрим. Мы наблюдаем, как мы отождествляем себя с «я», потом это «я» делает выборы удерживать те или иные качества, которое оно считает собой. Сообразно обстоятельствам, личности, характеру, воспитанию, убеждениям, установкам, травмам и так далее. Затем эти качества выбирают те или иные обстоятельства, состояния или действия. Выбирают желания. Эти качества и желания выбирают те или иные мысли, эмоциональные состояния, чувства (да, мы видим, что мысли просто берутся из общего окружения по нашим шаблонам-триггерам), которые привлекаются на наши состояния и качества. На что-то, что мы не сделали или не пережили, на наши желания. Большая и увлекательная получилась луковица, не правда ли? Так и разотождествляемся, слой за слоем, углубляя уровень абстракции и замечая всё более тонкие и далёкие аналогии.

Видимо, здесь заканчиваются уроки для начинающих. Далее, чуть обсудим ловушки и вспомогательный материал. А потом перейдём к урокам для заканчивающих.

Итого: переносим в жизнь всё, что смогли постичь в медитации — собранность, расслабленность, отстранённость, открытость, силу, заземление и так далее.

 

Ярослав Лазарев

 

Все уроки



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/7440

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.


Рекомендуем