- Урок 11. Истинная цель медитации
Продолжаем наши уроки медитации для начинающих. Этот урок для заканчивающих и в этой шутке есть доля шутки. Возможно, после прочтения некоторые предпочтут медитации (дхьяне) аутотренинг, аффирмации или какие-то варианты самогипноза и релаксации. Как наиболее подходящие своим реальным целям.
Урок 11. Истинная цель медитации
То, что мы здесь описываем, не является тренировкой внимания, концентрации и интеллектуальных способностей. Это, по нашему мнению, является недоразумением, связанным с плохими переводами и маркетингом. Концентрация и фокусировка медитации, наоборот, мешают (кроме кратковременных схем использования, описанных выше в уроках). Они являются препятствием и даже больше — противоположностью медитации. Напряжением. В то время как медитация — суть предельное расслабление. Отпускание всего и внутреннее расслабление.
Когда в руководствах по медитативным практикам пишут, что надо отпустить эмоции, остановить внутренний диалог, стать тихим, безмолвным и так далее, это означает (помимо описаний физических движений или поз), что не мы это делаем, не мы совершаем усилия, а тишина и безмолвие приходят сами, автоматически вслед за нашим расслаблением и безусильностью. Если мы будем останавливать внутренний диалог силой, мы ничего не получим. Он, как затыкаемый пальцем кран, начнёт накапливаться в бессознательном, а потом рванёт морем слов. Это отлично видно по отчётам новичков после долгих многочасовых медитаций.
Конечно, мы настолько привыкли всё «делать», что сразу не можем понять, как это: не делать, отпустить, расслабиться, отстраниться. Повторимся, для этого существуют небольшие кратковременные стадии больших усилий, катарсиса, при которых мы напрягаемся ещё больше, усиливаем все свои напряжения и в какой-то точке расслабление начинается само. Сначала тело, потом эмоции, потом мысли — всё это может послужить инициатором нашего внутреннего расслабления. Но расслабление тела само по себе не является медитативным расслаблением. Можно расслабиться, но внутри продолжать удерживать миллион вещей. А можно находиться в медитации и при этом рубить дрова, писать код или внимательно следить за ребёнком, чтобы не убежал на дорогу.
Второе место, где мы автоматически не понимаем, что создаём напряжение: желание избавления. Когда занимаемся медитацией, чтобы избавиться от чего-нибудь того, что нам не нравится: от внутреннего диалога, от неуспешности, от беспокойства, от эмоционального дисбаланса, от расхлябанности, от незнания картины мира, от неумения владеть волшебными силами. Желание избавиться создаёт напряжение, как желание не цепляться — уже цепляние. Приступая к медитации с желанием помедитировать (и расслабиться), мы этим желанием создаём напряжение. Которое в дальнейшем станет нам мешаться.
Конечно, разбираясь со своими проблемами путём медитации мы постепенно видим и осознаём их причины, отпускаем их, отпускаем проблемы и так далее. Но первоначальное желание избавиться, которое будет всегда висеть фоном и окрашивать наши действия, может в итоге сыграть злую шутку: вместо отпускания мы тонко подавим. И так, что многие годы не будем замечать, что причины в нас ещё сидят.
Видится, что медитативный настрой приходит сам на некоторую нашу внутреннюю зрелость, готовность, как сама приходит тишина и остановка внутреннего диалога после проработки причин проблем. Усилиями медитативный настрой не создашь, они будут только увеличивать стену между нами и этим настроем.
Вернёмся к цели медитации. Истинная цель медитации — предельное внутреннее расслабление. Медитация сама по себе самодостаточна, она не нужна ни для чего, расслабление — не средство для преуспевания и преимуществ. Расслабление и тишина медитации — «награды» сами по себе.
Таким образом, в медитации мы не только и не столько расслабляем тело, эмоции, психику и всё внешнее по отношению к нам (эмоции и ум — это как раз такое внешнее, кстати), сколько расслабляемся внутренне. Переставая держаться за миллион вещей и напрягаться по миллиону поводов. Это так же означает, что мы перестаём желать, перестаём воображать, перестаём мечтать, перестаём вспоминать, перестаём сожалеть, перестаём терзаться, возвращаем себя из прошлого и из будущего в настоящий момент. Который у нас и остаётся, который и является вечностью и бесконечностью.
То есть, мы теряем свои границы (самосознания-эго) и вливаемся в общий вечный и бесконечный океан сознания или вечного восприятия, отражения, пустоты. И отражаем всю вселенную, все миры, всё существование со всеми мирами и вселенными. Всё существующее и не-существующее, не существующее и не не-существующее. По сути, становимся всем исчезнув. Так как в нас исчезают все напряжения. Остаётся только само восприятие как процесс.
Итого: истинная цель медитации — предельное внутреннее глубинное расслабление. А за ним и выход навсегда из колеса жизни-смерти, из циклически и бесконечно повторяющихся событий (в том числе, из таких событий, как жизнь, смерть, посмертие и новое рождение).
Ярослав Лазарев
Все уроки
- Урок 1. Место, время, поза, антураж, регулярность
- Урок 2. Необходимость концентрации
- Урок 3. Собранность, отстранённость, дыхательные практики
- Урок 4. Наблюдение, самонаблюдение, Хара, внимание в Хару, расслабление
- Урок 5. Техника безопасности, заземление
- Урок 6. Созерцание, присутствие здесь и сейчас, разотождествление
- Урок 7. Ловушки, эффекты, переживания, мусор подсознания
- Урок 8. Волшебные способности
- Урок 9. Дополнения, сайт, теги
- Урок 10. Музыка для медитаций
- Урок 11. Истинная цель медитации
Комментарии
Так как в нас исчезают все напряжения
Я так смерть представлял. Некое~ раскручивание, распускание того тугого мотка, который из себя представляю