Медитация Нети-Нети

Древние Веды описывают значение «нети-нети», означающее «не это, не то» (или «не то, не то»), как процесс достижения внутреннего мира. Оно также является выражением того факта, что Абсолют не является чем-то, что можно описать — он вне дискурсивного мышления.

В Джняна Йоге и Адвайта Веданте подход «Нети-нети» является фундаментом многих практик. Его 8000-летняя суть заключается в том, чтобы отвлечь наше внимание от всех беспокойств, найти неподвижность в каждом движении и бесформенность в каждой форме. Наслаждаться бытием, осознавая, что все остальное — просто оболочка.

«Нети-нети» — это также процесс-познание и осмысление чего-либо посредством чёткого определения того, чем оно не является. Одним из ключевых элементов Джняна Йоги является «исследованием нети-нети» — подход к пониманию природы Брахмана (Бога, Абсолюта, Сущего, Вселенной, Мира) без использования утверждающих (и, следовательно, неадекватных) его определений или описаний: точнее говоря, речь идёт о последовательном «отбрасывании» попыток определить Абсолют дискурсивным путём.

Целью этого упражнения является снятие концептуальных схем и прочих препятствий для медитации. Мудрец может выразить природу божественного, просто указав на её несопоставимость с чем-либо ещё.

В Джняна Йоге и Адвайта Веданте практики «нети-нети» могут быть даже песнопением, киртаном (танцем) или мантрой, но мы сосредоточимся на самой сути и будем делать её в статической медитации. Но перед этим немного о понимании. Мы не будем его практиковать, потому что нам надо осознавать (разница между пониманием и осознаванием описана в ряде заметок). Однако, череда неправильных пониманий может стать ловушкой и препятствием на пути осознания.

Так получается (и это не только многотысячелетний опыт йогов, но и наше с вами непосредственное наблюдение многие годы за практиками познания и поисков истины), что практически невозможно что-то объяснить и передать другому человеку на словах, если использовать только «положительные» определения. Это инерция и особенность любого человеческого ума — он начинает автоматически и мгновенно проецировать своё прошлое на любое новое. И что бы мы ни говорили друг другу, возникает искажение этого сообразно нашему прошлому багажу. 

Если у нас есть опыт, мы поймём верно любые слова, даже искажённые или перевранные. Но если опыта нет, то есть очень и очень большой шанс любую истину исказить и понять неправильно. Вот, в древности и нашли прекрасный метод — объяснять через отрицание. Последовательно говоря, что истина — это не это, не это, не это, не то, не то и не вон то, мы понемногу включаем в себе (слушающем наши «нети-нети») интуитивное озарение, что же на самом деле такое, что объясняется. Проверьте, это мощная практика. Не объяснять осознанность и медитацию, а говорить, что она не то и не другое. Теперь, практика.

 

Медитация

1. Делаем в любом настроении и состоянии. Сильно отрицательные и сильно положительные эмоциональные состояния подходят как никогда.

2. Садимся в удобную позу, чтобы не задумываться о боли в теле, затёкших коленях и напряжении в пояснице.

3. Входим в своё эталонное состояние, успокаиваемся, «оседаем», делаем очищение, заземление и любые практики, которые помогут расслабиться.

4. Если эмоциональное состояние не позволяет или хочется побыстрее, пункты 2-3 не выполняем, делаем прямо там, где состояние нас настигло. Хоть в метро.

5. Выражаем намерение-посыл: «Я не это своё состояние и не его противоположность». Далее думать постоянно эту фразу не надо. Намерение работает само, без мысленного подстёгивания.

6. Хорошо бы остановить внутренний диалог

7. Внимание в Хара-центр (место где-то под пупком, у каждого индивидуально), наблюдаем за собой и тем, что с нами происходит. Не подавляем ничего, но и не даём ему воли и ресурса, не выражаем, не вскакиваем, не следуем за ним мысленными цепочками. Нас обидели — не следуем вниманием за обидчиками, наблюдаем только свою обиду. Нас обрадовали — внимание возвращаем от радостных перспектив на голую радость, пьём её до конца.

8. Расслабляемся, наблюдая, что мы — не наше состояние. Отпускаем его, принимаем, что оно есть, не боремся и не стараемся удержать, не стараемся запомнить или извлечь выгоду, не следуем программам, которые оно включает, не идём по шаблонам и паттернам поведения, не следуем цепочкам мыслей. Но и не отпихиваем его, не подавляем, не избегаем, не стараемся избавиться или поскорее пройти, не гоним от себя. Если совсем больно — прерываемся.

9. Вспоминаем противоположное чувство и скользим к нему. Наблюдаем расслабленно, как в нас меняется состояние, но нечто остаётся тем же самым. Этот пункт иногда сложно сделать или будет не хотеться из-за нежелания испортить себе настроение. Не беда, можно не делать. Это усиление и достаточно того, что мы рассмотрели все грани одного состояния-качества, последовательно отпуская каждую. Для усиления той практики можно скользнуть в противоположность.

10. Делаем столько, сколько нужно, по самочувствию. Но не более 45-60 минут. Больше не нужно. 

11. Делаем регулярно, с каждым чувством и состоянием. С повторяющимися тоже — так мы идём всё глубже и глубже в наблюдении себя и расслаблении во всё более тонких гранях себя. Год наблюдения простой усталости расскажет вам больше, чем тысяча лет чтения всех книг Вселенной о ней.

12. Итогом должна быть лёгкость, центрирование и спокойная радость. Даже с негативными состояниями. Если мы переживали негативное чувство, это не значит, что мы ему радуемся, просто то же самое горе мы на входе трансформируем в светлую печаль или грусть, а восторг до потери подмёток — в спокойный сильный огонь сердца. Или состояние уходит вовсе, оставляя нас с нами самими наедине.

 

Примечание

Всегда помним, что если мы будем делать умом и через анализ, а не намерением, то у нас есть большой риск просто подавить в себе проявление качества или состояния. «Я не оно» и дело с концом, типа. Нет, это мы его испытываем и мы настолько отождествлены с ним, что в данный момент оно является нами. Однако, мы не полностью отождествлены (никто полностью не отождествлён) и потому у нас есть шанс увидеть, где мы - не оно. И отталкиваясь от этого разотождествиться полностью.

Повторим, если делать из ума, начнётся подавление. И это ловушка.

 

Дополнение

Цитата из Ошо



Ссылка на статью: https://медитация.рф/7833

Комментарии   

Димитрий Permalink 0 Димитрий
Вывод: Нети нети - Отрицание всего для познания истины

Чтобы сосредоточиться и понять что делать.

1. Оставить все действия, остановить все мысли. Мин 10-15 ничего не делать ни о чем не думать
2. Придет осознание
16.11.2019 14:20 Ответить Ответить с цитатой Цитировать Сообщить модератору
Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.


Рекомендуем