В своей жизни мы периодически получаем негативный опыт. Негативный опыт — это различные события, происходящие с нашим участием или без (мы только наблюдаем или слышим о них). К негативному опыту можно так же отнести «опыт», который мы можем пережить в своем воображении. Также, для тех, кто в это верит, сюда можно отнести негативный опыт предыдущих жизней, негативный опыт семейной системы и т.д. Вероятно, негативного опыта достаточно много у каждого из нас, если рассматривать всю предыдущую жизнь. Негативным он в данном случае считается, потому что остается в нашем сознании или подсознании и влияет на нас негативно. Если с нами происходил какой-то опыт (а тем более, если подобный опыт происходил многократно), то мы начинаем опираться на него, как на аксиому в своей жизни.
Негативный опыт, в данном контексте, не обязательно должен быть окрашен негативными эмоциями. Сюда также можно отнести опыт, закончившийся неидеально. Такие негативные опыты мешают нам в жизни. Они мешают достижению наших целей: вселяют неуверенность, что цель может быть достигнута, связывают цели со страхами, опасениями. Все это ведет к тому, что мы либо не начинаем реализовывать свои цели, либо бросаем их достижение, либо не используем все возможности для их достижения и достигаем цели гораздо позже, чем могли бы.
Негативный опыт можно модифицировать в идеальный. Для этого существует техника модификации опыта. Техника Модификации Опыта (ТМО) — инструмент, созданный Филипом Михайловичем (http://www.spiritualoption.com), директором исследовательского центра коммуникаций и управления (Сербия, Белград), сыном Живорада Славинского.
Что поволяет эта техника:
- Понять себя
- Разобраться с прошлым
- Выстроить план достижения цели и прийти к ней
- Искоренить вредные привычки
- Определить свои сильные стороны
- Сделать правильный выбор
- Устранить внутренние конфликты
Этапы ТМО. Есть 3 главных этапа в ТМО. Вот они:
- Восприятие определенного опыта. На этом этапе мы перепроживаем значительное событие и оцениваем его по шкале от -10 до 10.
- Замечаем необходимые изменения. После восприятия изначального опыта, нам необходимо установить, что должно быть иначе в этом опыте, для того, чтобы он был лучше (или менее проблемным) для нас.
- Описание нового, измененного опыта. Практикующий описывает на что был бы похож опыт, если бы он был изменен в соответствии с желаемыми изменениями, замеченными в шаге 2.
Ниже приведены инструкции, как можно применять технику самостоятельно. Процесс займёт у Вас от 10 минут до 3х часов, в зависимости от сложности цели и количества внутренних барьеров.
Алгоритм ТМО
Возьмите лист бумаги, чтобы записывать все ответы на вопросы данного алгоритма. Запись обязательна. Вспомните тот опыт, который вы собираетесь обрабатывать. Это должен быть конкретный опыт, происходящий в небольшой промежуток времени (вы что-то сделали, вы что-то услышали, вы что-то подумали и т.д.) выполните для этого опыта (воспоминания) следующую последовательность действий.
I. Восприятие выбранного опыта
- Где вы находитесь в этом опыте? (Запишите ваш ответ)
- Когда это происходит? (Запишите ваш ответ)
- Кто важные участники этого события? (Запишите ваш ответ)
- Кратко опишите этот опыт. (Запишите описание)
- Оцените этот опыт по шкале от -10 до 10. (Запишите ваш ответ)
- Какая часть этот опыта была самой нежелательной для вас? (Запишите ваш ответ)
II. Определение необходимых изменений в опыте
7. Что должно происходить иначе в этом опыте, чтобы он был более приемлемым для вас? (Запишите ваш ответ)
III. Описание измененного опыта
8. Запишите измененный опыт так, как если бы он происходил прямо сейчас.
9. Оцените новый опыт по шкале от -10 до 10. (Запишите ваш ответ.)
10. Если новый опыт оценен меньше, чем на 10, перейдите опять на шаг 7. Повторяйте шаги 7-10 до тех пор, пока новый опыт не станет идеальным (с оценкой 10 из 10).
Пояснения:
Как вы видите, техника очень проста. вы можете начать с определенного опыта, наблюдать его, определять какие изменения нужно сделать, чтобы он был для вас идеальным. Это то же самое, что иметь более дисциплинированное воображение.
Большинство из нас делают это с различным опытом в нашей жизни. Когда вы визуализируете определенный измененный опыт (какие-то события в прошлом или результаты) вы, очевидно, используете ваше воображение. Единственное различие, когда вы делаете эту технику, состоит в том, что мы воспринимаем изначальное событие так, как оно в действительности происходило, а уже потом "представляем" желаемые изменения до тех пор, пока они не будут идеальными (четкие 10 из 10).
Не смотря на то, что технику невероятно просто использовать, изменения, которые вы получаете, применяя её, поразительно глубокие. Это не просто краткосрочные, поверхностные изменения, которые вы получаете, применяя техники, меняющие лишь ваше восприятие негативного опыта. Это фундаментальные изменения вашей личности. Почему это так?
Все, что мы желаем изменить, указывает нам на части опыта, которые нам сложно принять. С ДУХОВНЫМ выБОРОМ подобным лазеру, мы раскрываем элементы опыта, которые являются для нас наибольшими проблемами. Создавая различные изменения в опыте, и доводя их до идеала, человек полностью принимает свой опыт и разрешает проблемы, связанные с ним.
В отличие от других методов, работа с неприятным опытом с помощью Техники Модификации Опыта невероятно быстрая. Это потому, что вы очень точно выделяете те части опыта, которые для вас наиболее проблематичны.
Технические моменты в процессе ТМО
- Помните, что вы можете менять каждую часть опыта (любые изменения годятся, как реальные, так и абсолютно нереальные).
- Убедитесь, что новый измененный опыт действительно 10 из 10, не только по сравнению с изначальным событием (так как это скорей всего ложная 10), но также как если бы это был самый первый опыт, который вы взяли. вы действительно были бы абсолютно счастливы такому опыту, как этот?
- Когда вы делаете соло процесс, всегда записывайте свои ответы. Особенно, когда вы описываете модифицированный опыт на шаге 8, очень важно описывать его, так как если бы он происходил прямо сейчас.
- Никогда не прекращайте процесс, прежде чем вы достигните опыта 10 из 10.
Чтобы стало более понятно, приведем пример
1) Определитесь с целью, которую вы хотите проработать. Это должно быть ваше конкретное желание, имеющее чёткие критерии выполнения. "Мир во всём мире" тоже подойдёт, но для начала лучше взять что-нибудь попроще, чтобы проработать технику. В качестве критериев достижения цели выпишите, как вы определите, что она достигнута, и срок, когда это будет сделано.
Пример: "Я хочу купить автомобиль BMW X6 до конца 2011 года". Внимание, абсолютно не важно, считаете ли вы, что это возможно в такие сроки. Для начала попробуйте с целями, которые вам кажутся достижимыми. Но как только вы получите положительный опыт от использования техники, берите более сложные задачи.
2) Оцените, насколько вы уверены в том, что достигнете намеченного в срок? Проставьте оценку по шкале от -10 до 10, где -10 — абсолютно точно это невозможно, 10 — это произойдёт неизбежно.
Пример: "-4". Пожалуйста, не беритесь с начала за цели "-10", беритесь за "-5..+5".
3) Задайте себе вопрос: "Почему я не уверен(-а) в достижении желаемого на все 10? Что может мне помешать достигнуть цели?"
Пример: "Мне могут отказать в получении кредита". Здесь наш ум может начать строить конструкции, кажущиеся железобетонными, к примеру: "У меня нет денег, зарплата 500 баксов, это невозможно, «досвиданья»". Но ведь есть возможности экстренно повысить доход, взять в долг, получить кредит или даже подарок, выиграть в лотерею и т.д. Думайте шире, не ограничивайте себя.
4) Задайте себе вопрос: "Какой опыт мне подсказывает о том, что такое может произойти?" Вспомните один случай, наиболее яркий, который придёт в вашу голову первым. Возможно, это будет что-то, напрямую не связанное с вашей целью. Это неважно, используйте то, что придёт в голову первым.
Пример: "На 18-летие родители обещали подарить мне жигули, а подарили велосипед". Возможно, такой опыт в данном контексте покажется странным — пока что не думайте об этом.
5) Подробно опишите этот негативный опыт. Когда вы выполняете эту технику самостоятельно, записывать — обязательное условие. Ручкой на бумажке. Описывая опыт, обязательно делайте это от первого лица и в настоящем времени так, как-будто это происходит прямо сейчас. Не описывайте всю ситуацию, от ваших договорённостей с родителями до дня рождения. Вспомните те 2-3, максимум 5 минут, которые произвели на вас наибольшее впечатление. И обязательно укажите следующие вещи:
— Где вы находитесь в момент переживания этого опыта.
— Когда происходит это событие.
— Кто находится рядом с вами, какие основные участники этого события.
— Непосредственно опыт, происходящий с вами.
Пример: "Я нахожусь в своей комнате, сижу на кровати. Сегодня 14 сентября 98 года, мой 18-й день рождения. Рядом со мной стоят мама и папа, и они говорят мне, что дарят мне велосипед. На их лицах улыбки, радость, но я чувствую горькую обиду. Я была уверена, что они подарят мне машину! Чувствую себя неприятно, стараюсь им это не показывать". Самое главное в этом пункте — описать всё в реальном времени, и только один короткий момент из вашего опыта, продолжительностью не более 5 минут.
6) Оцените этот опыт по шкале от -10 до 10, насколько неприятны и болезненны для вас эти воспоминания.
Пример: "-8". То есть, ну совсем противно и обидно вспоминать.
7) Запишите (на бумаге), какая самая проблемная часть этого опыта для вас?
Пример: "Очень обидно, что они хотели как лучше, а мне совсем не нужен их подарок".
8) Ответьте, что должно в этом опыте происходить по-другому, чтобы он вам больше подходил?
Пример: "Родители должны подарить мне машину, а не велосипед".
9) Запишите этот опыт так же, как вы его записывали в 5-м пункте, но с положительными изменениями. Опять же, опишите его в настоящем времени, соблюдая все те же правила.
Пример: "Я нахожусь в своей комнате, сижу на кровати. Сегодня 14 сентября 98 года, мой 18-й день рождения. Рядом со мной стоят мама и папа, и они говорят мне, что дарят мне жигули. Я радостно целую их, мы спускаемся к подъезду смотреть на машину".
10) Оцените этот новый опыт по шкале от -10 до 10 так же, как вы его оценивали в пункте 6.
Пример: "7". То есть всё хорошо, но чего-то не хватает.
11) Если опыт оценен не на 10, вернитесь к пунктам 7-10 до того момента, пока не получится 10.
Пример: 10-ка достигнута если родители подарили не жигули, а другой автомобиль.
12) Вернитесь к своей цели из пункта 1 и пройдите пункт 2. В случае, если вы не чувствуете её достижимость в срок на 10-ку, значит, что-то ещё не проработано. Повторите дальше, всплывут другие опыты и т.д. Чем проще цель, тем меньше вам придётся прорабатывать. Возможно, вам достаточно будет проработать 1 опыт, возможно, не хватит и 10.
Дополнения, замечания, комментарии к этой практике:
Самое главное в этой технике — искренность с собой. Когда вы ставите "10", это должны быть настоящие 10.
Когда вы меняете опыт, вы можете менять его как угодно. И абсолютно неважно, насколько это реально. В нашем примере, родители могли подарить автомобиль, который впервые выпущен в 2011, несмотря на то что действие происходит в 1998. Это абсолютно не важно.
При оценке опыта и уверенности в достижении цели, нам часто хочется поставить относительную оценку. Мы сравниваем с тем, что было до начала выполнения техники. Пожалуйста, ставьте абсолютную, а не относительную оценку. Найдите время на выполнения этого процесса, чтобы вас никто не отвлекал и вы никуда не торопились. Не бросайте работу недоделанной.
Обязательно записывайте ответы на вопросы, ручкой, на бумажке.
Комментарии