«Софос» — красивое слово: «мудрец». Помните, мудрец не значит святой. Святой против грешника, он полярно противоположен ему. Святой это тот, кто не является грешником, он выбрал быть добродетельным, он против порока. Грешник это тот, кто выбрал порок вопреки добродетели. Они полярны, как положительное и отрицательное. Святой не может существовать без грешника, грешник не может существовать без святого, они партнёры, они могут лишь сосуществовать. Мир без святых будет также и миром без грешников. Если вы действительно хотите, чтобы грешники исчезли из мира, позвольте сначала исчезнуть святым, и тотчас же не будет ни единого грешника...
Мудрец — неимоверно красивое явление, в силу своей целостности. Мудрец это завершённый круг. Он содержит всё, он ничего не отвергает. Такова была идея собеса. Это было красивое слово, но оно пало и утратило репутацию.
Оно утратило её, потому что это также и опасное слово: оно легко может быть использовано коварными людьми. Мудрец, в силу своей целостности, есть и то и другое, но грешник может воспользоваться этим. Он может сказать: «Я и то и другое. Что бы ни было, я живу без выбора». Грешник может притвориться мудрецом. Он может сказать: «Вот почему сейчас я таков. Так случилось: что я могу поделать? Я отбросил выбор. Я принял жизнь в её тотальности».
И теперь, из-за этого коварства, мудрец стал совершенно другим явлением. Коварный человек воспользовался словом, и слово оказалось связано с коварным умом. Оно стало камуфляжем для того, чтобы делать, что ему хочется. Глубоко внутри есть выбор, но вы можете притвориться на поверхности, что не выбираете, что живёте в невыбирающей осознанности. Это очень тонкое коварство.
Так слово «софос» пало со своего пьедестала и стало «софистом». Слово «софист» уродливо, оно означает притворщика. Оно означает того, кто притворяется мудрецом, но не мудр; того, кто претендует на мудрость, не будучи даже моральным святым. Он просто грешник, но он нашёл красивую рационализацию тому, чтобы оставаться грешником.