В мире существуют миллионы туристов; паломники встречаются очень редко. Туризм — это не паломничество. Туризм поверхностен. Турист торопится, он несётся из одного места в другое. На самом деле он даже не осознаёт, зачем он всё это делает. Быть может, он делает это просто потому, что ему не сидится на месте, из внутреннего беспокойства. Стремление путешествовать — это просто выражение его внутреннего беспокойства.
Паломничество — это совершенно другое явление. Это что-то очень красивое, это что-то священное. Паломник не просто посещает достопримечательности, он ищет. Он искатель. Он делает это не просто из любопытства, им движет страстное, горячее желание познать. Его не очень интересуют достопримечательности, его интересуют места силы, энергетические поля. Он ищет энергетическое поле, в котором сможет раствориться.
Вот что значит «паломничество по святым местам» — это поиск места, где бы вам хотелось умереть, исчезнуть. Это место, где смерть ценнее, чем жизнь; это место, где эго может раствориться, потому что здесь доступно что-то высшее, потому что здесь вы можете перейти на другой уровень, на более высокий уровень. Раньше на земле существовало множество мест силы, энергетических полей. Они исчезли, потому что исчезли паломники, и энергетические поля не получают питания; они оказываются невостребованными.