Ничто может быть либо просто пустотой, либо величайшей наполненностью. Ничто может быть негативным или позитивным. Если оно негативно, оно напоминает смерть, темноту. Религии называют его адом. Это ад, потому что в нём нет радости, нет песни, нет танца, нет биения сердца. В нём ничего не раскрывается и ничего не цветёт. Вы просто пусты.
Эта отрицательная пустота вызывает огромный страх. Именно поэтому на Западе Бога никто не называл пустотой за исключением нескольких мистиков — таких как Дионисий, Экхарт, Бёме; но они не принадлежат к основному течению западного мышления. Запад всегда воспринимал пустоту как что-то отрицательное, поэтому вокруг неё возникло много страха. Западные священники продолжают говорить, что пустой ум — мастерская дьявола.
Восток знаком с позитивным аспектом пустоты, и это знание стало величайшим вкладом Востока в человеческое сознание. Будда бы посмеялся над выражением, что «пустота — мастерская дьявола». Он бы сказал: божественность случается в пустоте, и только в пустоте. Но он говорит о позитивной пустоте.
Для Гаутамы Будды, для Махавиры, для всей долгой традиции дзэнских и даосских мастеров пустота просто означает отсутствие чего бы то ни было. Всё исчезло, и поскольку всё исчезло, осталось чистое сознание. В зеркале ничего не отражается, но само зеркало есть. Сознание свободно от какого-либо содержимого, но сознание есть. Когда в нём было много содержимого, когда внутри вас было столько вещей, вы не могли увидеть, что это. Когда сознание наполнено содержимым, существует то, что мы называем умом. Когда сознание освобождается от любого содержимого, случается то, что мы называем не-умом или медитацией.
Цель медитации — создать внутри вас пустоту, но эта пустота не имеет ничего общего с отрицательной пустотой. Позитивная пустота — это наполненность, изобилие. Она настолько наполнена, что изливается через край.