Человек почти бессознателен. Я говорю «почти»: бывают моменты, ситуации, когда он становится сознательным; но ненадолго.
Например, внезапно в доме начался пожар. Вы почувствуете, как внутри вас что-то вспыхнуло — некое чувство бдительности, какого никогда раньше не было. Даже если вы устали, даже если вы не спали несколько дней; или, может быть, совершили долгое путешествие и надеялись, что первым делом по возвращении домой отоспитесь...
Но в доме пожар!
Вся усталость исчезает. Вы забываете весь кошмар путешествия и внутри себя обнаруживаете нечто новое, и, возможно, тут же упустите из-за пожара; вы бдительны не к собственной бдительности, но к пожару, в котором сгорает ваш дом.
И в обычной жизни бывают моменты, когда люди прикасаются к высшему состоянию сознания, но они их упускают, потому что это высшее состояние сознания приходит в критических ситуациях, и в первую очередь они должны справиться с опасностью, стоящей перед ними. Вряд ли в таких обстоятельствах они станут исследовать, что происходит у них внутри.
Но если вы можете найти — хотя бы в памяти — какие-то моменты своей жизни, когда вы внезапно становились более осознанными, чем обычно, это очень поможет понять, что я имею в виду, когда говорю о сознательности.
Пэдди служил рядовым английской армии во время Второй мировой войны. Однажды генерал вызвал его в свою палатку и сказал:
— Рядовой Мерфи, вы выбраны для выполнения особого задания. Ночью вы спрыгнете с парашютом во вражеский тыл, где вас встретит джип. Водитель даст вам дальнейшие указания.
Ночью Пэдди садится в самолёт. Когда самолёт приближается к вражеским тылам, Пэдди поворачивается к командиру и говорит:
— Но, сэр, я никогда не прыгал с парашютом. Что я должен делать?
— Не беспокойтесь, — отвечает командир. — Нужно просто прыгнуть. Через три секунды посмотрите вверх, и вы увидите, что парашют раскрылся. Если этого не случится, дёрните за аварийный шнур, и раскроется второй парашют. Когда приземлитесь, джип будет вас уже ждать.
— Ладно, — говорит Пэдди и прыгает из самолёта. Через три секунды он смотрит вверх, но ничего не происходит. Он дёргает за аварийный шнур — всё равно ничего не происходит. «Боже мой, — говорит себе Пэдди, стремительно приближаясь к земле, — так я и знал. Можно биться об заклад, что проклятого джипа тоже не будет на месте!»