Кришнамурти
Чтобы понять эту целую проблему влияния: влияние опыта, влияние знания, внутренних и внешних мотивов, — чтобы узнать, что истинно, а что ложно и увидеть правду в так называемом ложном, всё это требует огромного понимания, глубокого внутреннего понимания вещей такими, какие они есть на самом деле, нет так ли? Этот цельный процесс, конечно, и есть путь медитации. Медитация существенно важна в жизни, в нашем каждодневном существовании, как важна сама красота. Восприятие красоты, чувствительность к вещам, к уродливому, так же как и к красивому, очень важно — видеть красивое дерево, прекрасное вечернее небо, видеть широкий горизонт, где собираются облака, когда село солнце. Всё это необходимо, и восприятие красоты, и понимание пути медитации, потому что всё это и есть сама жизнь, как и ваш поход в офис, ссоры, беды, бесконечное напряжение, беспокойство, глубокий страх, любовь и голод. Понимание полноценного процесса нашего существования — влияний, печалей, ежедневного напряжения, авторитетной перспективы, политических действий и так далее — всё это и есть жизнь, и процесс понимания этого всего, и процесс освобождения сознания и есть медитация. Если человек действительно постигает эту жизнь, тогда внутри него всегда происходит медитация, всегда происходит процесс рассмотрения, но не чего-то конкретного. Осознавать весь процесс существования, наблюдать его, беспристрастно проникать в его суть и при этом быть свободным от него и есть медитация.
Мы собираемся поговорить о том, что нужно сознанию, которое может проникнуть очень глубоко. Мы должны начать с того, что совсем рядом, потому что мы не можем очень далеко зайти, если не знаем, как начать с очень близкого, если мы не знаем, как сделать первый шаг. Расцвет медитации — совершенство, а великодушие сердца — начало медитации. Мы говорили о многих вещах: жизни, власти, амбициях, страхах, жадности, зависти, смерти, времени; мы говорили о многом. Если вы наблюдаете, если вы глубоко проникли в суть этих проблем, если вы правильно слушали, всё это и есть основа для сознания, способного к медитации. Вы не можете медитировать, если вы честолюбивы, вы можете лишь играть с идеей медитации. Если ваше сознание находится во власти авторитета, связано традицией, принятием, следованием за чьей-то мыслью, вы никогда не узнаете, что значит медитировать об этой экстраординарной красоте...
Преследование собственной реализации во времени препятствует великодушию. А вам нужно щедрое сознание — не только широкое сознание, полное свободного пространства, но также и сердце, которое даёт без всякой мысли, без повода и не ищет никакой награды взамен. Но давать, независимо от того, как мало или много человек имеет, — такое качество спонтанности без всяких ограничений, без любого отказа, крайне необходимо. Медитация невозможна без великодушия, без совершенства, что означает быть свободным от гордости, никогда не подниматься на лестницу успеха, никогда не знать, что известно; что означает каждый день умирать от того, что было достигнуто, каждую минуту каждого дня. Только в такой плодородной земле может расти и цвести совершенство. А медитация — и есть расцвет совершенства.
Если вы следовали за этим исследованием, что же такое медитация, и поняли весь процесс мышления, вы обнаружите, что сознание полностью спокойно. В такой полной неподвижности сознания нет никакого наблюдателя, никакого обозревателя и поэтому вообще никого, кто испытывал бы ощущения; нет никакого лица, собирающего опыт, чем обычно и занимается сосредоточенное только на самом себе сознание. Не говорите "это же самадхи" — ерунда, потому что вы просто прочитали об этом в некоторой книге, а не открыли для самих себя. Существует огромное различие между словом и вещью. Слово — не вещь; слово дверь — не дверь.
Так, чтобы медитировать, нужно очистить сознание от его самососредоточенной деятельности. И если вы в своей медитации зайдёте достаточно далеко, то найдёте, что бывает полная тишина, полная пустота. Сознание не загрязнено обществом; оно больше не подчиняется никакому влиянию, давлению со стороны любого желания. Оно полностью один на один с собой, а быть одним, нетронутым и значит быть невинным. Поэтому есть возможность познать то, что бесконечно, вечно. Весь этот процесс и есть медитация.
Спокойному сознанию не нужны никакие переживания. И если оно ничего не ищет и поэтому полностью спокойно, без единого движения из прошлого и поэтому свободно от известного, тогда вы откроете, если зашли достаточно далеко, что существует такое движение неизвестного, которое нельзя признать, нельзя перевести на какой-то язык, нельзя облечь в слова, тогда, вы обнаружите, что есть движение чего-то огромного. Такое движение бесконечно, потому что в нём нет никакого времени, и при этом нет пространства, в нём нечего переживать, нечего получать, достигать. Такое сознание знает, что творчество — это не творение живописца, поэта, мастера словесности; но такое творчество не имеет никакого повода, не имеет никакого выражения. Такое творчество — любовь и смерть.
Всё это с самого начала и до конца — путь медитации. Медитирующий человек должен понять себя. Не зная самих себя, вы не сможете далеко зайти. Хотя вы и можете попытаться зайти далеко, но вы не уйдёте дальше собственных проекций; а ваше собственное проецирование — оно рядом, очень близко и не приведёт вас никуда. Медитация — процесс немедленного заложения основы, тотчас, порождение — естественным образом, без усилий — состояния неподвижности. И только тогда сознание существует вне времени, вне опыта и вне знания.
Медитация — опустошение сознания от всех вещей, которые оно собрало вместе. Если вы сможете так сделать — может быть, и не сможете, но это не имеет значения, просто послушайте — вы найдёте, что в сознании есть удивительное пространство, и что оно и является свободой. Так что вы должны требовать от себя свободу в самом начале, а не просто ждать, надеясь получить её в конце. Вы должны найти для себя значение свободы в вашей работе, в ваших отношениях, во всём, что вы делаете. Тогда вы обнаружите, что медитация — это творчество.
Созидание — слово, которое все мы так легко и часто используем. Живописец наносит на холст несколько цветов и чрезвычайно этим взволнован. Это его самореализация, способ, которым он выражает себя; это — его рынок, его возможность получить деньги или репутацию — и он называет это "творчеством"! Каждый писатель "творит", существуют школы "творческого" письма, но ни одна из них не имеет никакого отношения к творчеству. Именно так проявляет себя реакция зависимого и обусловленного сознания в определённом обществе.
Творчество, о котором я говорю, — нечто совершенно другое. Это сознание находится в состоянии творчества. Оно может или не может выразить своё состояние. Выражение имеет очень небольшую ценность. Такое состояние творчества не имеет никакой причины, и поэтому сознание в таком состоянии умирает и живёт, любит и существует каждое мгновение. Всё это — медитация.
Действительно ли истина носит финальный, абсолютный, установленный характер? Мы хотели бы, чтобы она была абсолютной, потому что тогда мы могли бы найти в ней убежище. Мы хотели бы, чтобы она была постоянной, потому что тогда мы могли бы за неё держаться, найти в ней счастье. Но действительно ли истина абсолютна, непрерывна, её можно много раз испытать? Повторение опыта — простое культивирование памяти, разве нет? В мгновениях тишины, я могу испытать некоторую истину, но если я цепляюсь за этот опыт через память и делаю его абсолютным, установленным, то разве ж это истина? Действительно ли истина — продолжение, культивирование памяти? Или истину можно найти только тогда, когда сознание абсолютно неподвижно? Когда сознание не увлечено воспоминаниями, не выращивает память в качестве центра узнавания, но когда оно всё осознает, всё, что я говорю, всё, что я делаю в отношениях с другими, в моих действиях, видит истину всего, как оно есть — от мгновения мгновению, конечно, это и есть путь медитации, не так ли? Понимание возможно только тогда, когда сознание неподвижно и безмолвно, а сознание не может быть неподвижным, пока оно не осознает себя. Такое невежество не рассеять при помощи какой-то дисциплины, стремясь к какой-то власти, древней или современной. Вера создаёт только сопротивление, изоляцию, а там, где есть изоляция, нет никакой возможности спокойствия. Спокойствие наступает только тогда, когда я понимаю весь единый процесс самого себя — различные объекты в состоянии конфликта друг с другом, составляющие "меня". Из-за того, что это очень трудная задача, мы обращаемся к другим людям, чтобы они научили нас различным уловкам, которые мы называем медитацией. Уловки сознания — не медитация. Медитация — начало самопознания, и без медитации нет никакого самопознания.
Если вы считаете, что вам трудно осознавать всё, то начните записывать каждую мысль и чувство, возникающие в течение дня; запишите ваши реакции на происходящее — ревность, зависть, тщеславие, чувственность, намерения, скрытые за словами и так далее.
Потратьте некоторое время перед завтраком, записав их всё, что может потребовать раньше ложиться спать и отложить в сторону какое-то общественное дело. Если вы будете записывать это всё всякий раз, когда можете, то вечером прежде чем заснуть просмотрите всё, что написали в течение дня, изучите и исследуете свои записи, не оценивая их, не осуждая, и вы начнёте обнаруживать скрытые причины своих мыслей и чувств, желаний и слов...
Теперь важно свободным интеллектом изучить то, что вы записали, и в изучении вы узнаете своё собственное состояние. В пламени самосознания, самопознания можно обнаружить и принять причины конфликта. Вы должны продолжать записывать ваши мысли и чувства, намерения и реакции, не один или два раза, а в течение долгих дней, пока не научитесь тотчас осознавать их при появлении...
Медитация — не только постоянное самоосознание, но и постоянный отказ от самого себя. Медитация приходит вместе с правильным мышлением, а из медитации происходит спокойствие мудрости; а в той безмятежности осознаётся возвышенное.
Если вы записываете то, что думаете и чувствуете, свои желания и реакции, то это вызывает внутреннее понимание, сотрудничество бессознательного с сознательным, и это в свою очередь ведёт к интеграции и пониманию.
Не быть чем-то — начало свободы. Так, если вы способны почувствовать, глубоко проникнуть, то узнаете, что вы несвободны, что вы привязаны к очень многим различным вещам и что в то же самое время сознание надеется быть свободным. И вы можете видеть, что эти два положения противоречат друг другу. Так что сознание должно исследовать, почему оно за что-нибудь цепляется. Всё это подразумевает трудную работу. Это намного труднее, чем отправиться в офис, чем любой физический труд, чем науки все вместе. Скромное интеллектуальное сознание заинтересовано собой, при этом не сосредоточиваясь на себе; поэтому оно должно быть необычайно чутким, осознавать всё вокруг, а это означает очень трудную работу каждый день, каждый час, каждую минуту... Это требует настойчивой работы, потому что свобода не даётся легко. Всё вокруг мешает — ваша жена, ваш муж, сын, сосед, Боги, религии, традиции. Все они создают препятствия, но вы сами создали их, потому что хотите безопасности. А сознание, которое ищет безопасность, никогда не сможет её найти. Бели вы немного наблюдали за миром, вы знаете, что не существует такого явления, как безопасность. Жена умирает, муж умирает, сын убегает — что-то всё время случается. Жизнь не статична, хотя мы хотели бы сделать её такой. Никакие отношения не статичны, потому что вся жизнь — движение. Именно это нужно усвоить, это и есть истина, которую надо заметить, прочувствовать, а не то, о чём можно спорить. Тогда вы увидите, когда начнёте исследовать, что это — действительно процесс медитации.
Но пусть вас не гипнотизирует это слово. Осознавать каждую мысль, знать её источник и её намерение — это и есть медитация. А осознание всего содержания одной мысли открывает весь процесс сознания.
Шаг за шагом я подхожу к тому, что такое медитация. Пожалуйста, не ждите конца, надеясь получить полное описание того, как сознание должно медитировать. То, чем мы занимаемся сейчас, и есть часть медитации.
Теперь то, что должен сделать каждый, — это осознать мыслителя и не пытаться решить противоречие, вызвать интеграцию между мыслью и мыслителем. Мыслитель — психологическое лицо, накопившее опыт как знание; он — привязанный ко времени центр, являющийся результатом постоянно изменяющегося влияния окружающей среды, и, исходя из этого центра, он смотрит, он слушает, он испытывает ощущения. Пока человек не поймёт структуру и анатомию такого центра, конфликт неизбежен, и сознание в состоянии конфликта, скорее всего, не сможет понять глубину и красоту медитации.
В медитации не может быть никакого мыслителя, что означает, что мысли должен прийти конец — мысли, вызванной желанием достигнуть результата. Медитация не имеет никакого отношения к достижению результата. Дело не в правильном дыхании или в том, чтобы смотреть себе на нос или пробуждать в себя энергию, чтобы сделать какой-то трюк, или вся остальная подобная незрелая ерунда... Медитация — ни что иное кроме жизни. Когда вы ведёте автомобиль или сидите в автобусе, когда вы бесцельно болтаете, когда вы в одиночестве идёте по лесу или наблюдаете за бабочкой, несущейся впереди по ветру, в состоянии без выбора, в осознании всего этого, и есть часть медитации.
Без мышления нет никакого самопознания; без самопознания нет никакого мышления. Так что вы должны начать узнавать, какие вы есть. Вы не можете далеко зайти, не начав с чего-то близкого, не понимая свой собственный ежедневный процесс мысли, чувства и действия. Другими словами, мысль должна понять свою собственную работу. И, когда вы увидите себя в действии, вы заметите, что мысль шагает от известного к известному. Вы не можете думать о неизвестном. То, что вы знаете, нереально, потому что то, что вы знаете, существует только во времени. Быть свободным от сети времени — важное дело, а не думать о неизвестном, потому что вы не можете думать о неизвестном. Ответы на ваши молитвы касаются известного. Чтобы получить что-то неизвестное, само сознание должно стать неизвестным. Сознание — результат процесса мысли, результат времени, и этому процессу мысли должен наступить конец. Сознание не может думать о том, что вечно, бесконечно; поэтому сознание должно быть свободным от времени, процесс создания времени сознанием должен быть уничтожен. Только тогда, когда сознание полностью свободно от вчера и поэтому не использует настоя шее как средство моделирования будущего, оно способно постичь вечное... Поэтому основной заботой нашего мышления должно быть познание себя, и не только поверхностно, но всё наше содержание, внутреннее, скрытое сознание. Не зная всё это и не освободившись от зависимости и обусловленности, вы не сможете выйти за пределы сознания. Именно поэтому процесс мысли должен прекратиться, и для этого прекращения необходимо знание себя. Поэтому мышление — начало мудрости, которая является пониманием собственного сознания и сердца.