Эвристика беглости

Вы заметили, что интернет полон простыми и легко читаемыми текстами? Как будто написанных для школьников младших классов (картинки, небольшие абзацы, крупный, простой визуально шрифт, прямо говорится, кто виноват, что делать, советы чёткие и простые, часто вообще просто написан набор лозунгов, знакомых всем назубок). Многие люди разделяют такие простые тексты, но лишь по одной простой причине — их легко понять. А всё, что легко понять, мы склонны считать правильным. В психологии это называют эвристикой беглости (fluency heuristic).

Эвристика беглости — это склонность верить тому, что легко для понимания, что можно бегло прочитать. То есть, чем меньше времени мы тратим на понимание информации, тем более истинной она нам кажется. Другими словами: «что понятно сразу, то правильно, а что требует вдумчивости — чушь какая-то».

Например, если шрифт на этикетке продукта трудный, то мы склонны откладывать покупку с этой этикеткой. А там, где шрифт прост для чтения, мы склонны доверять больше. И можем купить совершеннейшую дрянь, вредную для нас просто потому, что легко прочитали состав.

Другой пример. Инвесторы не склонны покупать акции компаний, чьи названия произносить трудно.

Или вот: люди с труднопроизносимыми именами нравятся нам меньше, чем люди с простыми именами. И даже больше, по данным одного исследования, адвокаты с трудными именами занимают менее престижные позиции, чем адвокаты с именами лёгкими.

В общем, при прочих равных простое всегда кажется нам правильным. Поэтому простое объяснение (во всём виноваты те-то и то-то) всегда побеждает объяснение сложное.

P.S. Отсюда, собственно и вылезает проблема «народной психосоматики», мол, все болезни от нервов, если болят глаза, так это от стремления не видеть мир. То есть, примитивизируя и вульгаризируя таким образом сложную психосоматику, мы уводим сами себя от истинных причин недомоганий. Да, в общем случае, проблемы с глазами от нежелания что-то видеть, но в каждом конкретном случае это может быть очень по-разному. И мы можем хоть десять лет прорабатывать своё «нежелание что-то видеть», но сидеть со своей близорукостью на том же месте, без прогресса. А она будет, например, от стремления забить информационным шумом насущную проблему в другом месте — в отношениях с людьми. То есть, мы как бы и не хотим видеть, но проблема в отношениях, а не в видении и глазах.



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/7242

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.