Отзыв о медитации. Первые стадии

— Если тебе не трудно, можешь немного рассказать про начальные стадии медитации.

Вот хорошее описание из вики про дхьяну (потом я продолжу своим):

  1. На первой дхьяне происходит сосредоточение последователя на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения: эмоционального влечения или неприязни к объекту, пониженной или повышенной активности и сомнений в правильности и действенности практики. В качестве результата последователь замечает, как объект возникает в сознании (витарка) и «саморазворачивается» (вичара). На данной стадии в сознании последователя также возникает восторг (пити) и радость (сукха).
  2. На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
  3. На третьей дхьяне концентрация (самадхи) трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
  4. На четвёртой дхьяне последователь достигает пробуждения или бодхи, а также достигает освобождения от страданий (духкха) и удовольствий (сукха). Данная стадия также называется в текстах стадией «законченного совершенства умиротворения и осознавания» (упеккха-сати-парысуддхи). На данной стадии реализуемо постижение праджни с помощью наивысших «ясности и различающей способности сознания (випашьяны)». Также считается, что на данной стадии буддист может обрести различные сверхспособности.
  5. Пятая стадия бесконечного пространства и последующие дхьяны связаны с «углублением концентрации сознания» и «утратой за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
  6. Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
  7. Стадия абсолютного ничто («осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет»).
  8. Стадия невосприятия и не не-восприятия (невосприятие «неба» не присутствием и не отсутствием сознания).
  9. Стадия прекращения сознания и ощущения (самджня-ведана-ниродха), ведущая к «полному прекращению (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц».

Каждая стадия, что естественно, может быть разбита на субстадии. Ну и вот, первая стадия — это в твоём вопросе «начальные стадии». Потом ты переходишь к остановке внутреннего диалога (вторая дхьяна) и созерцанию бытия. Ну а поначалу сидишь и пытаешься наблюдать мысли, как самое непосредственное, что можно наблюдать. Стараешься не захватываться. Стараешься возвращать себя к наблюдению.

Начинаешь видеть истоки мыслей. Они оказываются в тех или иных эмоциях и сигнализируются не только эмоциональными состояниями, но и телесными ощущениями.

Идёшь дальше и видишь их истоки. Прослеживая своим вниманием (не анализом, упаси боже) свою злость от мысли и телесного состояния к её корням, ты постепенно от неё избавляешься. Можно тут включать и сопутствующие методы (проработки, психотехники, дзен-театр, симорон, телесные практики), а то годами сидеть надоедает.

В итоге приходишь к тому, что отпущенные причины перестают в тебе порождать мысли. И ты автоматом приходишь к внутреннему безмолвию. Учишься с ним жить и постигать мир через него. Отражать своей пустотой мир, наполняться им и освобождаться, терять границы.

То есть, на стадии до безмолвия из тебя лезет всё — и гнев, и радость, и ощущение сопричастности, и безысходность, и тоска, и лень, и апатия. Оно не имеет определённо последовательности, но так как мы человеческие существа, у нас одинаковая биология и всё лезущее примерно предсказуемо. Потом это понемногу начинает сменяться пустотой.

Но не пустотой трупа — если всё сменяется пустотой одновременно с твоим отупением и глушением эмоций, то это всё ещё лезущее (отупение полезло, подавление и прочее). Надо понимать, что всё это поднимающееся начинает тебя охватывать и руководить тобой. Поэтому, быть внимательным и отстраняться, только наблюдая. Тогда наступит живая пустота — с возможностью острых чувств и эмоций, но острых не по силе взбаламошности и поднимаемой мути, а по тонкости чувствительности. В самом конце всего начнут лезть очень тонкие оттенки и неназываемые сложные комплексные эмоции, которым нет названия в словарях.

А дальше — пустота и разворачивание второй и третьей дхьяны. Тут начинается ясновидение, кстати, и по ходу, это единственная «сиддха», так как остальные сами собой отпадут где-то здесь же (управление людьми и так далее, кроме совсем уж гаррипоттеровских сказочных левитаций и невидимости) — так как ты освободился от причин мыслей, ведущих к желанию власти и славы.

Дополню полотенце: по наблюдениям, метод медитации подходит не очень большому числу усидчивых людей, которые уже «в теме» по прошлым жизням и которые так или иначе в него погружались в прошлом. Не зря кое-где в писаниях говорится, что медитация рассчитана на 800-1000 жизней.

Я бы сказал, что медитация — это для тех, кто не может не медитировать. Тогда она приносит плоды. Но, наверное, такое состояние начинается со второй дхьяны или с третьей. Параллельно с ними, это не их следствие. Сложно описать...

Ну вот, садишься где-нибудь на скамейку. И тут же всё твоё существо успокаивается и «оседает» на ней, руки и ноги сами занимают удобную позицию, ты сам успокаиваешься и автоматом переходишь к созерцанию. Это как часть тебя, не напрягаешься ни малейшим. Так можешь в любом месте, даже стоя в метро это охватывает. И людям не мешаешься — они не глазеют и тебя вообще не замечают — это значит, что твои тонкие тела закуклились и не цепляют окружающих, тоже успокоились.

Вот для таких медитация. Остальным это долго и нудно и лучше, реально, сначала времени уделить психотехникам, чтобы начальные стадии не растягивались на десятилетия (у меня ушло 23-24 года примерно).

Я вот это пишу и у меня тело (и тонкие тела) автоматически занимают «удобное положение», сразу нахлынуло спокойствие, собранность и безмолвная безмятежная ясность. То есть, мне помедитировать час не в тягость абсолютно, это не потеря времени, это час переполненный пользой будет. А загонять себя на подушку... Ну, ради веры только.



Ссылка на статью: https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/7369

Добавить комментарий
Реклама удаляется мгновенно, не старайтесь.