Дети копируют родителей (поведение, шаблоны, привычки) в пределах своих возможностей.
Но не только родителей, а всей окружающей среды.
Родившийся мальцом американец, привезённый в Россию в русскую семью, будет русским. И наоборот.
Можно так сказать: человек при рождении имеет определённый фундамент, заложенный прошлыми жизнями.
Но фундамент — это не дом, это только основание.
На одном и том же фундаменте можно построить совершенно разные дома.
Воспитание средой (семья, двор, соседи, СМИ, школа и так далее) — это строительство дома на имеющемся фундаменте.
Разумеется, если в фундаменте трещины, то дом может покоситься, а то и рухнуть. Как бы он внешне не выглядел.
Фундамент — штука более основательная, нежели надстройка над ним. Но и фундамент может измениться. А может и не измениться.
Потому, один из жизни в жизнь — хищник (редко), а другой то туда, то сюда (чаще).
А просветление... Это без разницы. Лао-Цзы — «травоядный», а Ошо — «хищник».
И если без выбора, то невозможна озабоченность, правильно ли я выбрал.
Но выбор делается внутри из серии предлагаемых решений. А потом человек начинает думать, правильный ли был выбор, а вот если...
И не видит, и не замечает, что многие выборы уже заложены окружающей средой в него и он просто следует заложенной программе.
Это не его глубинное решение, не из «квантовой» его части.
Потому так успешны рекламные фирмы, что это в массе работает. Что можно заложить человеку программы выбора, и он им следует.
Так что, осознавать себя. И если после выбора начинаются разные мысли и сомнения, то и осознавать, откуда корни этих мыслей.
И с детьми нужно начинать с себя. Учиться понимать детей, их поведение, их явные и неявные признаки склонности к тому или иному.
То есть, образовывать себя. После этого станет понятно, в какую сторону направить энергию ребёнка, с какой стороны подходить.
Перевоспитывать из болонки волкодава или из бойцовской собаки «болонку» пытаться можно, но бесполезно.