Социальная фасилитация — естественно происходящее повышение активности субъекта вследствие наличия социального окружения. Фасилитатор — тот, чье присутствие дает облегчение, кто естественным образом способствует повышению показателей в производимой человеком (или группе) деятельности. Один из эффектов «группы» состоит в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего социальная фасилитация обнаруживается в ситуации соревнования с другими членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, например в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.)
Социальная фасилитация — изменение поведения, вызванное присутствием других людей. Проявляется в усилении активности и эмоционального возбуждения.
Усиление возбуждения в присутствии других либо помогает эффективно выполнять задачу (фасилитация), либо мешает этому (ингибиция).
Считается, что человек в одиночестве чувствует себя более спокойно и не волнуется, как выглядит его поведение со стороны. Как только появляется хотя бы один посторонний наблюдатель, поведение меняется: начинает зависеть от социальной оценки, человек больше обращает внимание на то, что происходит вокруг и тщательнее контролирует свою деятельность. Возникает внутренний конфликт между потребностью уделять внимание аудитории и самой задаче.
Социальная фасилитация влияет на эффективность деятельности. Психологические исследования установили, что в присутствии других человек склонен лучше выполнять относительно простые или хорошо знакомые задачи. Скорость и качество такой работы увеличивается (фасилитируется). В случае выполнения чего-то нового или сложного эффективность снижается (проявляется эффект ингибиции). В присутствии посторонних мы демонстрируем больше «показного» усердия «на публику», поэтому хуже выполняем новые или сложные задачи.
Факторы, влияющие на эффект социальной фасилитации и ингибиции
1. Уровень мастерства. Феномен фасилитации и ингибиции проявляется по-разному у «новичков» и «профессионалов». Например, человек, который только учится чему-то новому, тренируясь самостоятельно, чувствует себя более спокойно, чем рядом с людьми. Присутствие других вызывает у него эмоциональное напряжение и приводит к ошибкам. Прежде он должен овладеть навыками в спокойной атмосфере, отработать их до автоматизма, и только потом переходить к «выступлениям на публику».
Опытные профессионалы, достаточно ловкие и натренированные, наоборот — и присутствии других людей улучшают свою эффективность, поскольку чувствуют себя уверенно в давно знакомой деятельности и стремятся продемонстрировать свои умения.
2. Компетентность аудитории. Человек склонен работать лучше, если его коллеги-наблюдатели обладают немного большей компетентностью, чем он сам (однако разница в профессионализме не должна быть слишком большой).
3. Значимость аудитории. Эмоциональное возбуждение снижается, если в группу авторитетных людей включаются те, чье мнение нам безразлично — фасилитация уменьшается.
4. Знакомство с наблюдателями. Наибольшее проявление эффекта социальной фасилитации (ингибиции) происходит, когда присутствующие нам не знакомы и мы не успеваем следить за ними.
5. Личностная тревожность и боязнь социальных оценок. Наибольшее влияние чувствуют на себе те, кто переживает по поводу мнений наблюдателей.
6. Пол наблюдателей. Люди обычно больше испытывают на себе действие фасилитации или ингибиции, если аудитория состоит из представителей противоположного пола. Так, женщина выполнит легкое задание лучше и быстрее в присутствии мужчин, но сделает больше ошибок в сложном задании.
7. Настроение. На фасилитацию влияет также настроение: хорошее настроение и расположение духа способно усилить ее.
Помеха при выполнении сложных задач
Экспериментально было доказано, что в присутствии посторонних люди, переживающие стресс, больше потеют, у них учащаются дыхание и пульс, больше напрягаются мышцы и заметнее поднимается артериальное давление. Участники экспериментов при наблюдателях быстрее решали простые примеры на умножение и вычеркивали из текста определенные буквы. Однако в определенных ситуациях посторонние люди мешали. Так, в присутствии наблюдателей студенты быстрее справлялись с легким лабиринтом и дольше — с трудным.
Социальный психолог Роберт Зайонц предположил, что возбуждение благоприятствует решению простых задач, но осложняет выполнение сложных. Наматывание лески, решение простых примеров на умножение, выполнение заданий, связанных с пищей, — при таких простых действиях присутствие посторонних «подстегивает» нас. Усвоение нового материала, прохождение лабиринта или решение сложных математических задач — более трудные задания, правильные реакции на которые с самого начала совсем не так очевидны. В подобных ситуациях присутствие посторонних приводит к увеличению числа неверных ответов. В обоих случаях «работает» одно и то же общее правило: возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям. При этом само возбуждение лишь отчасти является следствием боязни оценки и рассеяния внимания на посторонних (из книги Д. Майерс «Социальная психология»).
Свойство фасилитации социальной противоположно ингибиции. Социальная ингибиция — естественно происходящее снижение активности субъекта вследствие наличия социального окружения (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать). Ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.